Сенситивный период
Кажется, Монтессори нигде не говорит слов «сенситивный период», хотя и описывает это явление многократно. Сам же термин придуман ее последователями, но теперь уже прочно связан в истории с педагогикой Монтессори.
Существование сенситивных периодов стало одним из главных обоснований важности раннего развития ребенка. Годами наблюдая своих воспитанников, Мария Монтессори обнаружила, что в тот или иной период ребенок может сконцентрироваться на освоении какого-то навыка или каких-то знаний. Познает малыш увлеченно, радостно и легко – его чувства обострены навстречу выбранной им темы. Это и есть сенситивный период.
Главная его особенность – он уйдет безвозвратно. Даже если ребенок не успеет в положенные сроки освоить весь объем материала. Это означает. Что позже ему придется осваивать то же самое гораздо большими трудами. С отсутствием привычки следовать сенситивным периодам связаны многие несообразности воспитания и образовательной системы.
Образовательный процесс в традиционных заведениях идет для всех одинаково, и ребенок может, с трудом осваивая неподходящий ему сейчас материал, обидно упускать важное для изучения другого материала время.
Внимательный взрослый, настроенный соответствовать в воспитании естественным ритмам и периодам ребенка, вслед за Монтессори обнаружит: сенситивный период наступает постепенно, его поэтому можно предвидеть, подготовиться к нему. Постепенно нарастая, сенситивный период входит в фазу кульминационного плато, в которой обучение наиболее эффективно. Затем сенситивный период постепенно угаснет, его сменят другие интересы.
Сенситивные периоды универсальны: их проходит в своем развитии каждый ребенок. Но они индивидуальны в то же время: сроки наступления и продолжительность сенситивного каждого ребенка строго индивидуальны.
Большинство сенситивных периодов раннего детства начинаются сразу после рождения. Это касается, например, сенситивного периода развития речи (до 6 лет), периода освоения и развития движений (до 6 лет), периода сенсорного развития (до 6 лет). Несколько короче тоже очень важный период восприятия порядка – до трех лет. До этого возраста малыш очень чувствителен к порядку и его нарушениям, и важно поддержать в нем уже в этом раннем возрасте желание и навык, насколько возможно, организовывать и поддерживать порядок. Не стоит удивляться, если десятилетнего ребенка не удается приучить содержать в порядке учебники и тетради. Это означает, что сенситивный период был упущен. Возможно, из-за того, что мама в этот период чрезмерно опекала свое чадо.
Недолгий сенситивный период восприятия маленьких предметов (от полутора лет до двух с половиной) тем не менее особенно важен в жизни малышей. В это время обязательно нужно развивать мелкую моторику пальцев.
Зная о существовании сенситивных периодов, грамотный взрослый готовит для каждого периода соответствующие материалы. Специальная подготовленная среда в Монтессори-классах автоматически решает эту задачу. Занятия, как правило, проводятся разновозрастные, в разных сегментах класса представлены различные пособия и материалы. Сенситивный период сам приведет малыша в нужную ему зону.