О Марии Монтессори
Биография этой женщины-педагога – увлекательная, трогательная повесть о преодолении стереотипов, торжестве милосердия и талантов.
Уже юность Марии Монтессори отмечена из ряда вон выходящими вещами. Мария училась в мужской гимназии. А что же делать – ведь в Италии конца XIX не было женских. Обучение женщин и вовсе не поощряли строгие католические нравы. Но Мария с детства проявляла незаурядное стремление учиться, и ее мать, Ренильде Стопани, происходящая из знатного рода, в котором было немало ученых, содействовала дочери. А вот отец, сообщают биографы, не сразу одобрил идею дочери учиться, хотя и был в своем времени человеком просвещенным, занимавшим в государстве важное чиновническое место.
Делая успехи в мужской гимназии, юная Монтессори и на этом не остановилась. Снова смущая общественные нравы, он выбирает профессию детского врача. Только благодаря небывалой настойчивости ее идея осуществилась: ведь медицина в те времена в Италии тоже была сугубо мужским занятием. Мария поступает на медицинский факультет Римского университета, но право изучать медицину ей дают только спустя два года. В 26 лет она окончила курс и стала первой в истории Италии женщиной-врачом, и вместе с тем – первым доктором наук.
Часто говорят, что причиной выбора специальности стало острое чувство жалости, которое молодая студентка испытала, глядя на умственно отсталых детишек, лишенных и родительского тепла и всякого шанса развиваться. Постепенно она приходит к убеждению, что именно убогая неподходящая для развития обстановка – и есть главная проблема этих детишек. Даже и слабоумия проблема не медицинская, а скорее – педагогическая. Вот самый первый знаменитый революционный вывод Монтессори.
Мария много работает с такими детьми, изучает труды Э.Сегена и Г.Итара, французских психиатров, делает их переводы.
В 1900 году она возглавляет ортофреническую школу в Риме, с 1904 - ведет кафедру антропологии в Римском университете. И вот наконец, главная веха успехов Марии Монтессори – в 1907 году открывается первая школа, в которой реализуют ее методику, уже сформированную в это время. Это – знаменитый "Дом ребенка", в котором дети самых бедных римских кварталов получали знания по новой системе. Идея применить методики, разработанные для больных малышей, к здоровым пришли, когда оказалось, что при должном внимании детки с аномалиями развития обгоняют "нормальных". Они смогли раньше научиться чтению, письму, счету. Выводы о традиционной системе воспитания напрашивались самые неутешительные: теперь пришла пора пожалеть здоровых детишек. А дети бедняков, к тому же, в силу социальных причин были так же лишены детства и шанса развиваться, как дети с психическими отклонениями – из-за здоровья.
Дальше была открыта еще одна такая школа, проведены курсы для педагогов. Америка, Индия, Россия – вот география просветительской деятельности Монтессори. В США в 1915 году на международной выставке в Сан-Франциско Мария устроила эффектную демонстрацию работы своего метода в специально сконструированном за стеклом классе с обстановкой в духе Монтессори. Труды и лекции революционного педагога сразу же переводились на многие языки мира, система очень быстро стала популярной. Во время вынужденного пребывания в Индии в период Второй мировой войны Монтессори обучила своему методу тысячи педагогов.
Увы, и у себя на родине, и в России Монтессори с ее свободной системой образования пришлась не ко двору в эпоху тоталитаризма. В России закрывали ее школы. Сама Мария последние годы прожила в Нидерландах. Годы после 1950 стали очень продуктивными: в них Монтессори написала свои главные книги, много преподавала. Последний курс лекций она прочитала уже в возрасте 81 года.
Малопонятное парадоксальное пятно в биографии этой всеобщей доброй мамы: Мария Монтессори не воспитывала своего собственного ребенка. Рожденного в 1898 году единственного сына она отдает в интернат. Странно, если учесть, что именно из сострадания к бедным крохам, лишенным нормальных условий развития, выросла вся педагогика Монтессори. Впоследствии, впрочем, отношения матери с сыном восстановились: мы знаем, что вместе в 1929 году они основали Международную Монтессори-Организацию (AMI- Association Montessori-International), вместе оказались во время Второй мировой войны в Индии, и Марио Монтессори долгие годы после матери возглавлял Международную Монтессори-Организацию в Нидерландах. Эта организация существует и сегодня, а возглавляет ее Ренильде – внучка Марии Монтессори.