Монтессори-среда

Монтессори-среда

Монтессори-среда

Согласно Монтессори, с самых первых дней жизни маленький ребенок наделен особым «абсорбирующим» сознанием: он впитывает совершенно все, что видит, чувствует, обоняет. Мария Монтессори делает естественный вывод: очень важно поэтому создать для малыша подходящую обстановку.

Надо заметить, что это старается сделать интуитивно каждый родитель. В педагогике Марии Монтессори такую «детскую» обстановку называют «подготовленной средою». Специально подготовленная для малыша среда – это чуть ли не главный (после ребенка, конечно) персонаж воспитательно-развивающего процесса. Роль же взрослого – прежде всего в том, чтобы тщательно продумать и подготовить для малыша обстановку, в которой он будет свободно развиваться. Дальше задача взрослого сводится к тому, чтобы показать, как пользоваться предметами обстановки, в полном соответствии с главным принципом педагогики Монтессори «Помоги мне это самому сделать».
Для самого раннего возраста Мария Монтессори отмечает особенную важность порядка. Наблюдая за детишками, они приходит к выводу: ребенок чувствует себя гораздо комфортней и спокойней, когда находит на одном и том же месте привычные предметы. Его мир должен быть упорядочен, младенцу было бы неуютно в мире хаотичном. Поэтому важно, чтобы все в комнатах находилось в порядке и – не затевайте перестановок в период раннего детства. Малыш обязательно каждое утро должен находить на привычном месте свои игрушки. Для детишек постарше, уже способных самостоятельно передвигаться по комнате, Монтессори рекомендует не совсем обычную вещь: пусть все предметы будут в пределах досягаемости ребенка: он должен знакомиться с миром.
Чтобы стимулировать и усиливать естественную жажду к познанию ребенка, подготовленная среда должна изобиловать предметами, которые его заинтересуют. Самые обычные предметы вроде совков, щеток и леек могут быть полезны в самостоятельных Монтессори-играх. Но царят здесь, конечно, развивающие игрушки, в идеале – специально разработанные Монтессори-материалы.
Как видим, монтессори-среду можно организовать для своего малыша и дома, но апофеоз ее – Монтессори-детские сады и школы. Их обстановка разительно отличается от привычной обстановки образовательных заведений. Прежде всего – классы лишены парты, стесняющей творческие силы ребенка. Дети занимаются прямо на ковриках, или небольших столиках, которые при желании можно легко переставить в выбранное место. Свобода во всем – и в выборе материала, темы, и в выборе места занятий ждет малышей в монтессори-группах. Всю мебель – шкафы, полочки – выбирают невысокой, так, чобы все в комнате было доступно детям.
Интересно, что материалы и обстановка в Монтессори-группах тоже выбраны самими детьми, так пишет Мария Монтессори. Конечно, не в каждой группе отдельным ребенком. Просто Монтессори годами наблюдала за интересами детишек, «изучала спрос». Те игрушки и предметы, к которым дети тянулись, оставались в классе. Те, на которые дети внимания не обращали, – убирали. Таким образом получается, что среда для новых малышей как будто подготовлена сами же малышами.
Комната для занятий в моннтессори-классе разделена на сегменты. В зависимости от своих нынешних интересов ребенок выбирает зону движения, зону сенсорного развития, зону практической жизни (или обеспечения жизни). В этой последней ребенок учится застегивать и завязывать одежду, переливать воду, мыть и чистить предметы, и еще многое-многое другое:  Марией Монтессори разработан целый комплекс развивающих игр-упражнений. В классе обязательно есть языковая и математическая зоны. Развитию речи служат и «круги Монтессори», которые преподаватель проводит в начале и в конце занятий. Монтессори-материалы в соответствии с сегментами рассеяны по всему классу а наблюдает за образовательным процессом специально для этого обученный воспитатель. Монтессори группы чаще всего разновозрастные – например, от трех до шести лет, и это важно для развития социальных навыков. Самых маленьких учеников часто приглашают в монтессори-группы вместе с мамой.

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: