Для чего сорока-ворона кашку варила? (мелкая моторика пальцев)

Для чего сорока-ворона кашку варила? (мелкая моторика пальцев)

Это упражнение-игра для пальчиков развивало мелкую моторику еще, наверное, нашим прабабушкам, а, скажем, в Британии с незапамятных времен детишки изображали пальчиками, как карабкается по водосточной трубе Итси-битси паучок.

Так всегда: самое нужное для развития всегда делается интуитивно, без книжек и методик. Наши дети все же в гораздо более выгодном положении: сейчас разработано бесчисленное множество методик, красочных игрушек, упражнений. В более выгодном положении и современный родитель: теперь наука знает, почему так важно, чтобы малыш развивал ручку.
Оказалось, что зона пальчиков в мозгу связана с речевым центром. Поэтому, упражняя детские пальцы, мы не только делаем их более ловкими. Даже не только осваиваем с малышом свойства пространства: представления о «право» и «лево», «верх» и «низ». Подспудно ребенок готовится говорить, даже больше – читать, впоследствии держать в руках шариковую ручку ему будет гораздо легче. На этом свойстве пальчиков основан, например, метод Марии Монтессори: ее крошечные воспитанники просто знакомясь на разные лады с буквами «на ощупь», вдруг начинали писать интуитивно. Мелкая моторика пальцев связана и с мышлением в целом, с такими его свойствами, как воображение, память. Все научно обоснованные исследования связи мышления и мелкой моторики В.А. Сухомлинский суммировал в меткой фразе: “ум ребенка находится на кончике пальцев”

Упражнением для развития мелкой моторики может стать почти что угодно: когда малыш просто замечает свои ручки, с любопытством их изучает. Когда ручкой хватает пальчик, когда тянется за игрушкой – уже развиваются ручки. Специальные же упражнения могут развивать чувствительность пальцев или их подвижность. Когда малыш начнет тянуться к игрушкам, вы можете их разнообразить, предлагать такие, которые можно взять пальцами, и такие которые можно схватить только всей ладошкой. Иногда рекомендуют даже самым маленьким детям давать попробовать на ощупь ткани разной текстуры, мешочки с разными крупами. Самым первым упражнением для мелкой моторики может стать массаж ладошек и пальцев. Для совсем маленьких грудничков просто поглаживание – вполне достаточный массаж.
Чтобы дать пальчикам почувствовать разные предметы, устраивают игру в «аквариум». В большую емкость насыпают разные мелкие предметы (это могут быть бобовые, пуговицы). Подойдут просто горох и разные сорта фасоли. Малыш опускает туда пальцы, перебирает предметы. Это и массаж ручек одновременно. С ребенком постарше можно играть в похожую игру, но уже перемешивают с фасолью мелкие игрушки и предлагают ему на ощупь вытащить тот или иной предмет из непрозрачного мешочка.
Под наблюдением взрослых ребенок может играть с мелкими предметами – это тоже очень полезно. Самый простой вариант – разобрать смешанные крупы. Если этот золушкин труд покажется малышу скучноватым, можно предложить ему вместо крупы бусинки: их раскладывать по цветам интересней. Для усложнения задачи можно предложить малышу брать бусинки последовательно сначала большим и указательным пальцем, затем – большим и средним, большим и безымянным. Осуществив эту непростую задачу, малыш будет горд своим успехом. Мария Монтессори рекомендует так играть с бисером, его еще можно рассыпать дорожкой, выкладывать из него фигурки и узоры. Еще один метод Марии Монтессори – игра со вкладышами, которые из специально разработанных этим педагогом материалов уже давно перешли на прилавки магазинов игрушек.
Развивает силу пальчиков и координацию движений и игра в прищепки. Обычными мамиными прищепками малыш может украсить бумажный круг – это будет солнце. Можно сделать и другие заготовки так, чтобы насаженные на картон прищепки образовали жирафа, ежика, человечка. Причем нанизывание прищепок на обыкновенную веревку будет самым сложным из упражнений.
Среди упражнений для мелкой моторики совершенно особое место занимают пальчиковый театр и пальчиковые игры во главе с уже упомянутой «сорокой» и «ладушками». Такие игры-потешки двояко воздействуют на речевые центры: и движением пальчиков, и слушанием ритмического текста. Такие игры поэтому очень эффективны, да и дети их неизменно любят. Они к тому же дают основы ролевой игры даже совсем крохам.
знакомство с предметами на ощупь, письмо по рассыпанной крупе, прищепки, горох, мелкий бисер – все годится.
Лепка из пластилина, выкладывание на пластилине узоров из бусин, пальчиковый театр
Еще до этого они могут начать лепить из пластилина или теста. Эта любимая детская игра так и остается непревзойденным упражнением для развития пальцев. Кроме обычной лепки можно выкладывать на пластилине узоры из бусин или природных материалов, можно использовать «пластилиновое рисование», когда ребенок, растягивая пластилин по картону или бумаге, создает «пластилиновый рисунок».
Начинать развивать пальчики можно с самого рождения, а примерно до полутора лет дети уже осваивают большую часть занятий для пальцев: к этому возрасту они уже способны к таким сложным координированным движениям, как шнуровки, нанизывание ни нить и плетение из ниток.

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: