Интуитивное письмо по Монтессори
Все знают, что для первоклассников бывает очень мучительным обучение письму. Метод Марии Монтессори призван сделать этот процесс естественным и легким. В согласии с этим методом ребенок научается письму даже раньше, чем чтению.
«Усилие, которое мы считаем необходимым для изучения письма, есть чисто искусственное усилие, обусловленное не письмом, но выдуманными правилами», считает Монтессори. Письмо может возникать в результате продуманной подготовки вообще само собою, раньше чтения. Первичность письма по сравнению с чтением – это утверждение Монтессори напрочь ломает стереотипы. Основано оно на том, что чтение – процесс сложный, требующий включения интеллекта. А письмо – всего лишь механическое действие, следствие развитой моторики пальцев. Оно и должно поэтому раньше чтения осваиваться ребенком.
Монтессори отвергает и традиционную методику обучения письма, считая ее варварской, и размышления Итара и Сегена, которые в остальном были для нее идеалом. Их изыскания, в которых письму ребенок обучается через соположение линий, чуть ли не через абстрактную геометрию, показались Монтессори надуманными, а метод – трудоемким.
Еще менее приемлема традиционная методика. Она, отправляясь от чтения, сначала учит детей рисовать печатные буквы. Процесс переучивания бывает очень сложен. К нему к тому же обыкновенно приступают уже после 6—7 лет – в то самое время, когда ребенок уже теряет к этому способность. Сенситивный период (время, когда ребенок особенно восприимчив к усвоению того или иного материала) обучения родной речи идет до 4,5—6 лет. Специфика сенситивного периода такова: в этот период ребенок легко осваивает то, что потом, по прошествии периода, будет даваться ему гораздо труднее, менее эффективно. Сенситивный период проходит безвозвратно, больше никогда в жизни не повторяясь.
Но еще задолго до того, как ребенок вообще увидит буквы, идет подспудная подготовка к письму. Почти каждое упражнение Монтессори рассчитано так, чтобы готовить руку держать карандаш или ручку, глаз – двигаться слева направо. Уже потом малыша знакомят с азбукой: с шероховатыми буквами, передвижной азбукой.
Постепенно накапливаясь, эти умения однажды отзываются «взрывом» – ребенок вдруг сам начинает спонтанно выводить буквы. Иногда даже – целые слова, предложения или маленькие рассказы. Такое явление, каким бы фантастическим оно ни казалось, наблюдали многие педагоги – последователи Монтессори. Конечно, сначала очертания букв корявы, только позже ребенок начинает тренироваться, стараясь писать лучше и аккуратней.
Уже потом, из навыка письма логично вырастает чтение. И ребенок испытывает удивление и восторг: то, что он написал, может быть прочитано, понято другими.