Учимся читать
Весь мир учебников, романов, энциклопедий, интернет-сайтов скоро включит уже повзрослевшего ребенка в общее информационное изобилие нашей эпохи. Как же именно научить малыша читать -- приоткрыть ему в этот мир двери?
Занимаясь с малышом, родители и педагоги больше всего стремятся научить его чтению. И не напрасно: чтение – основной навык, необходимый для школы, и освоение его бывает довольно трудоемким. Особенно, уверяют специалисты, если момент для такого освоения упущен. Как же не упустить момент? Гленн Доман предлагает начинать обучение еще до полугода, другие авторы называют сроки от полутора до шести лет. Только в одном все педагоги сходятся: семь лет – уже поздно. Это означает, что для обучения чтению после семи лет потребуется гораздо больше усилий, чем в два – три – четыре года.
В раннем же детстве можно научить ребенка чтению радостно, играючи. Иногда так, что он начинает читать вдруг, как будто сам собою.
Нужно только определить, какая методика вам подходит. В целом они бывают двух типов. Первый, он же – традиционный, это фонологический способ. Суть его в том, что ребенок прежде всего усваивает соответствие звука букве. Затем учится складывать буквы в слоги, затем – в слова, и так далее, до текста.
Другой же, противоположный, метод, идет от обратного. Здесь педагоги предлагают учить ребенка читать сразу целыми словами, а иногда даже – целым текстом. В таком случае малышу демонстрируются слова в большом количестве, обязательно в быстром темпе, с постоянным обновлением словарного запаса. Так действует, например, методика демонстрации карточек Гленна Домана. Убеждение, что таким образом малыш может научиться чтению, подтверждено практикой, а механизм такого обучения таков. Ребенок сначала запоминает слова определенной группы (животные, предметы быта), затем учится узнавать их. А когда выученных слов станет достаточно много, малыш сам, без дополнительных объяснений интуитивно понимает правила чтения и соответствия звука букве. Такой метод особенно хорош в западных странах, где соответствие звука-буквы часто усложнено, как, например, в английском языке. Но и в нашей стране этой методикой до сих пор увлекаются многие «продвинутые» мамы. Единственная ее сложность – трудоемкость воплощения. Тяжело и заготовить карточки, и выдержать предлагаемый ритм занятий. Тем не менее метод пословного чтения одно время всерьез потеснил традиционную методику. И она была объявлена даже вредной.
Самое главное против нее возражение: выучив названия букв, ребенок и слова потом старается сложить из этих названий: пэ –а – пэ – а вместо папа. Отвергают последователи пословного чтения и традиционные азбуки и алфавиты: в них к каждой букве привязана картинка, что потом также мешает в прочтении слова, создает целый ряд ненужных ассоциаций: КОТ, например, это Кот – Олень – Тарелка.
Однако сейчас вновь происходит некоторый возврат к фонологическому методу: отчасти он оправдан. Более глубокие исследования показали, что по настоящему интеллектуальный свободный навык чтения возможен только через соответствие звука букве. Рассматривая способность читать детишек, обученных обоими методами, в конце концов определили, что те, кто учился фонологическим методом, через некоторое время обгоняют читателей «пословных». Последние более скованы в чтении незнакомых слов, чаще неправильно домысливают слова, тяготеют к уже известному, заученному материалу.
Как же избежать проблем, связанных с фонематическим методом учебы? На помощь здесь приходят наглядные демонстрации, занимательные истории, игры. Развивать фонематический слух, считается, очень полезно задолго до того, как ребенок начнет читать. Этого можно добиться, например, просто читая стихи младенцу. Чем больше детских рифмованных стишков он будет слушать, тем богаче будет его фонологический опыт благодаря таким «орудиям», как ритм и рифма. Это станет несомненной подготовкой к чтению. Можно сразу учить ребенка не названиям букв, а тому, как они будут читаться. Можно с помощью игр и кубиков научить ребенка складывать или запоминать слоги.
Удивительным компромиссом в этом смысле стала методика Зайцева, разработанная, к тому же, специально для русскоязычных малышей, штурмующих науки. Зайцев предлагает основной единицей начального чтения принять не букву и не слово, даже и не слог, а – склады.
В целом же разнообразие методик позволяет сделать выбор: попробовать, посмотреть, что именно вашему малышу больше всего подходит. Существует еще, например, адаптация методик Гленна Домана француженкой Сесиль Лупан, существует и методика Марии Монтессори, при которой читать дети учатся уже после того, как сносно пишут. Тогда обучение чтению почти не требует усилий.