Сказка как метод
Психологи нашего времени разрабатывают методы эмоционального развития в раннем детстве. Но они признают: ничто в этом смысле не заменит для малыша волшебной сказки.
Пускай тебя она спасет.
Льюис Кэрролл
Если вы хотите рассказать малышу о мире эмоций, характеров в доступной и увлекательно форме, то сказка всегда к вашим услугам. Это самая большая коллекция чувств, характеров, поступков и их последствий. Причем интересно, что характеры в сказках всегда несложные, как правило, каждый персонаж – носитель только одной черты. Например, заинька – беззащитный, лисица – хитрая или злая. Даже самому маленькому малышу легко поэтому определиться, что заиньку – жалко. У ребенка невольно рождается импульс помогать зайке, поддержанный сказкой: она тут же предоставляет череду персонажей, старающихся прийти зайке на помощь. Так сказка воспитывает отзывчивость у ребенка.
Но этим далеко не ограничивается роль сказки. В образной, доступной форме, часто через многократное повторение ситуации сказка проводит малыша через все многообразие человеческих реакций и отношений. Она показывает ребенку, как остроумно может быть решена та или иная ситуация в жизни. На простом изображении характеров – злых, добрых, трусливых и смелых, держится и еще одна важная роль сказки. Она воспитывает не только эмоции, но и нравственные, этические чувства. Ничему не обучая прямо, не говоря: делай так-то, она побуждает ребенка отождествиться с положительным персонажем, дает ему самые первые представления о справедливости, взаимопомощи. Это чаще всего касается сказок о животных. Они почти всегда построены на конфликте, в котором ребенку очень легко принять правильную сторону, так отчетливо сказка всегда расставляет акценты «плохой» -- «хороший». Дети, впрочем, иногда сочувствуют и отрицательному персонажу, в случае, например, если он слишком жестоко наказан сказкой.
Ребенок легко вживается в повествование, проецирует на себя какого-нибудь из персонажей. И сказка всегда дает возможность почувствовать малышу себя героем, отождествившись, например, со спасителем того же зайки.
На этом свойстве сказок основано целое направление – сказкотерапия, порой предлагаемая и взрослым. Его адепты говорят, что ребенок, погрузившись в мир сказки, вернется оттуда более спокойным, уверенным в себе. Нередко бывает так, что ребенок просит повторения одной и той же сказки. Значит, говорят психологи, продолжается положительное воздействие сказки на психику слушателя. И нужно рассказывать сказку малышу до тех пор, пока он об этом просит. Уже просто рассказывая сказку, родители содействуют развитию и гармонизации личности малыша. Но суть сказкотерапии как метода в следующем: рассказчик может подобрать такую сказку из числа общеизвестных или придумать свою, которая бы отвечала нынешней проблеме в отношениях или самооценке ребенка. «Гадкий утенок», «Русалочка», «Царевна-лягушка» – психологический смысл этих сказок очевиден.
С помощью сказок можно корректировать даже детские страхи. Это обеспечивается рядом опасных и захватывающих приключений и обязательно – положительным финалом. Это дает ребенку почувствовать возможность разрешения даже самой сложной проблемы.
Самым маленьким детям лучше всего не читать, а рассказывать сказки – так у мамы есть возможность сделать рассказ особенно эмоциональным. С детишками постарше можно обсуждать, комментировать сказки. Но некоторые исследователи говорят, что сказка не нуждается в этом: ее работа самодостаточна и происходит на уровне образов и эмоций. Если истолковать, объяснить сказку, этот волшебный эффект может быть даже утрачен. Поэтому важно позволить ребенку просто «пережить» сказку. Дети сами часто делают сказку интерактивной, например, придумывают свой финал, если конец сказки их не устроил. Воспитатель или мама может стимулировать или поощрять такую деятельность ребенка.
Органичной может быть и такая работа со сказкой, как ее инсценировка: она будет просто продолжением способности малыша отождествиться с персонажем. Еще раз отработать ту или иную ситуацию. Можно просто, без предварительной подготовки, «пересказать» сказку с помощью кукол, вручив одну из них ребенку, в детских садах можно составить подготовленный спектакль.
Вдохновившись сказкой, дети часто с удовольствием рисуют ее персонажей, а старшим дошкольникам можно предложить самим сочинять сказки. В случае, если ребенок найдет вкус к такому сочинительству, оно может стать для родителя или педагога бесценным источником для диагностических суждений и просто для радостного общения с ребенком.