Эмоциональное развитие - что это такое?
На первый взгляд кажется: ребенок вполне эмоционален, стоит ли уделять специальное внимание этой теме? Однако вот что говорят специалисты.
Дэниел Гоулмен, создатель теории IQ, полагал, что гораздо важнее, чтобы человек был эмоционально зрелым, чем чтобы он был интеллектуалом. При одинаковых данных в сфере эрудиции более успешным оказывается тот, кто лучше эмоционально развит.
Это же касается и детишек. При всем разнообразии методик раннего развития истинным, самым главным критерием детской развитости остается эмоциональное благополучие. А оно включает и чувства полноценности и защищенности, и чувство ответственности, и способность к коммуникации, и эстетическое чувство. Все это предстоит освоить ребенку довольно рано – по крайней мере до школы, поэтому уделить внимание эмоциональному развитию рекомендуют уже с первых дней жизни. Задача взрослых – так организовать эмоциональный фон ребячьей жизни, чтобы малыш естественным образом стал эмоционально развит.
Какого же человека считают эмоционально зрелым?
Согласно Гоулмену он должен прежде всего отдавать себе отчет в своих эмоциональных состояниях, уметь честно разобраться в собственных чувствах. Это во многом обеспечивает успешность человека. Особенно если он умеет направить чувства в одно русло для достижения намеченной цели. Эмоционально развитый человек своим эмоциям хозяин: он может при необходимости сбалансировать свое состояние. Еще один критерий – эмоциональная чуткость. Такой человек не только хорош в общении, но и легко чувствует настроения и тенденции общественной жизни. Такая эмоциональная одаренность тоже может стать залогом преуспевания в разных жизненных сферах.
Занимаясь развитием детской эмоциональности, полезно знать, в чем ее отличия от уже устоявшейся, взрослой. Прежде всего отмечают подвижность детской эмоциональной сферы: эмоциональные реакции детей часто очень интенсивны, но почти всегда кратковременны. Даже маленького и очень огорченного ребенка легко отвлечь, переключив его внимание. Этим приемом интуитивно пользуется любая мама, и он почти всегда эффективен. Но это совсем не значит, как иногда говорят, что детская эмоциональность поверхностна. Даже наоборот: ребенок очень глубоко может переживать то, восприятие чего уже притупилось у взрослых: несправедливость, боль живого существа, будь то песик или травинка, гибель сказочного персонажа. Подвижность же детских эмоций – просто следствие особенности их познавательной функции в это время: ребенок не сосредоточен на узком секторе реальности, он познает все сразу, и долгая фиксация на одной эмоции или на одном вопросе даже и не нужна ребенку.
Ребенок больше, чем взрослые, эмпатичен. Это значит, что он очень легко «заражается» настроением. Есть даже версия, что грудничок живет этаким древним синкретизмом и плохо отделяет себя от окружающего мира. Все, что происходит, поэтому происходит с младенцем. Сначала он проникается настроением мамы, затем, и даже в большей степени – настроением детского коллектива. Для родителей здесь важно помнить о важности собственного примера: ребенок неизбежно, отходя от специфически детских эмоциональных реакций, усвоит те, что видит в своем семействе.
И вот что невозможно не заметить: ребенок отличается от взрослого типом эмоциональных реакций. Они гораздо более интенсивны, как правило, сопровождены двигательным компонентом: от самого раннего «комплекса оживления» в ответ на обращение взрослых до «прыжков восторга» малышей повзрослее. Но детские реакции не только более интенсивны, они еще и непосредственны. Малыш всегда реагирует прямо и открыто. Он не постесняется сказать взрослому, когда тот несправедливо кого-то обидел, обязательно выразит словами то, что на уме у взрослых, иногда поставив в неловкое положение, а иногда – преподав урок эмоциональной зрелости тем, кто старше. И конечно, детские эмоциональные реакции бесконтрольны. Это, порой, кажется, доставляет неприятности и самому ребенку, это может позже вылиться в детские истерики или детское упрямство. Здесь очень важна роль родителей, при корректном подходе можно сделать минимальными такие проблемы.
Есть две важные задачи эмоционального развития ребенка: это, с одной стороны, помощь ему в знакомстве и овладении своими эмоциями, и, с другой, – знакомство его со всем разнообразием эмоций, обогащение его эмоционального мира. Первое – способствует успешной социализации ребенка, второе направлено скорее на его творческую реализацию, на воспитание счастливого индивида. Опыт мам и исследования психологов складывается в большую копилку методов и приемов эмоционального развития маленького ребенка.
Все исследователи и педагоги, однако, сходятся на том, что основа основ эмоционального воспитания и здоровья ребенка – любовь мамы, как еще говорят, оптимальная система «мать – ребенок». Самое важное поэтому – не скупясь демонстрировать ребенку свои чувства, это создаст для него атмосферу защищенности и комфортный старт для развития любого рода. Еще одну деталь отмечают психологи: важно, чтобы и сами родители обладали адекватной самооценкой. Человек, страдающий комплексом самоедства, не сможет дать малышу чувство эмоциональной защиты.