Как проводить занятия дома
В раннем возрасте мама – единственный и самый лучший педагог для любознательного малыша. Маме поэтому самой придется организовать систему домашних занятий, стать для своего малыша и практиком, и методистом. Вот что, учитывая особенности маленького студента, рекомендуют известные педагоги.
Еще далеко то время, когда ваш малыш сядет за скучную парту в первом классе, а начинать обучение рекомендуют – уже с рождения. Очевидно, форма занятий будет разительно отличаться.
Занятия для малышей возможны только в непринужденной форме, в естественной радостной обстановке. Любые занятия с дошколенком – это игра по сути. «И родители, и дети должны получать удовольствие в процессе обучения, как от самой увлекательной игры», – настаивает Гленн Доман. Согласно его методике это – основное правило занятий с малышом в первые годы жизни, а энтузиазм мамы – секрет успеха. Подавать ребенку материал нужно громко, четко, в радостном тоне, так, чтобы и энциклопедические знания ему не показались сухими.
Если вы заметили, что малышу скучно, сразу же прекратите занятие. Это, по Доману, основное правило безопасности занятий – они ни в коем случае не должны разрушить детскую природную жажду знаний. Если вы сомневаетесь, что же делать, самый верный способ – положиться на ребенка. Еще больше свободы в занятиях предлагает методика Марии Монтессори: здесь взрослому отводится роль всего лишь наблюдателя за свободным творческим познавательным процессом.
Чтобы поддерживать природную любознательность ребенка, все педагоги рекомендуют: закончить занятие чуть-чуть раньше, чем ребенок устанет или утратит интерес к уроку. Уроки должны быть очень короткими! Например, занятия по карточкам Гленна Домана проходят за считанные секунды, а глава в его книге так и называется: «Как можно использовать 30 секунд». Конечно, спортивные занятия, или упражнения для развития мелкой моторики пальцев займут больше времени. Но закончить их надо опять-таки раньше, чем это надоест ребенку.
При таких коротеньких уроках почти не возникает вопроса, как выделить для занятий время: они естественно вплетены в ритм малышковой жизни. Главная рекомендация здесь: заниматься, когда малыш бодр, сыт и доволен. Если крошку что-то беспокоит, он капризничает или плачет, нужно отложить все уроки. Если ребенок демонстрирует равнодушие к занятиям, их можно прервать даже на несколько недель или месяц.
Однако при том, что занятия с малышом коротенькие, результат будет зависеть от их количества. Как и в любом обучении, регулярность – непременное условие успеха. Если вы не сможете заниматься регулярно и интенсивно, лучше составить менее напряженный график занятий, но следовать ему со всей возможной точностью. Естественно, делая скидку на настроение и состояние ребенка. Найти баланс между регулярностью занятий и гибкостью графика может оказаться непростой задачей, но в каждом случае решение будет индивидуальным.
Еще одна рекомендация Домана и других педагогов – не устраивать проверок. Они совершенно не отвечают творческой доверительной обстановке общения, унижают юного исследователя. Родителям придется положиться на то, что память ребенка до трех лет уникальна, и спокойно ждать долговременного результата. А он неизбежно будет заметен. Как говорит опять же Доман, «это беспроигрышная игра»: сколько бы мы ни успели сделать для развития малыша в раннем возрасте, это все же будет гораздо лучше, чем совершенно не заниматься.