Эстетическое и эмоциональное воспитание в вальдорфских школах
Воспитанники вальдорфских школ и детских садов удивительно рано начинают играть на музыкальных инструментах, поют и знают стихи на память. Но это – еще не главное в эстетическом воспитании вальдорфцев.
Весь процесс обучения в вальдорфских школах «перевернут». Обычно детям прививают такие важные навыки как письмо, чтение, дают энциклопедические и самые первые научные знания о мире. А дисциплины «эстетического» блока идут с основными занятиями «параллельно» и как бы в нагрузку. В вальдорфской школе нет никаких «блоков», а эстетическое перенесено в самый центр образовательного процесса.
Часто в вальдорфской школе наоборот, математические законы познают через искусство. Во-первых, рассказывая о них, воспитатель использует образ, рассказ, сказку. Во время же занятий музыкой или танцем детишки продолжают помнить об изучаемом предмете, идет образная работа над той же самой темой. Это может быть просто рисунок или своебразная творческая «медитация», когда в танце малыш размышляет о том, что узнал на предыдущем уроке. Такой подход обеспечивает погружение в изучаемую тему, восприятие ее места в общей картине мира.
Эстетизирован весь процесс воспитания, и часто о вальдорфских детских садах и школах говорят, что они погружают в сказку. Дети обязательно обучаются игре на музыкальном инструменте, рисуют – в одних школах по заданному образцу, в других – совершенно свободно. Стихи разучиваются и повторяются хором – такой метод называется рецитацией.
Еще одно «фирменное» занятие в Вальдорфских школах – эвритмия. Это особый вид даже не совсем танца, а свободного движения под музыку. В этом расслабленном процессе ребенок научается чувствовать ритмы, может выразить любое чувство, любую идею. Метод, продуманный отцом-основателем Рудольфом Штайнером, соединяет в себе эстетическое, познавательное, физическое: позволяя телу двигаться свободно, дети тем самым выполняют и своебразное упражнение, чрезвычайно полезное для здоровья.
Вся эти занятия призваны развивать творческие способности ребенка. Но особенное внимание в Вальдорфских садах и школах уделяют прикладной деятельности: разнообразному рукоделию. Дети сами шьют мягкие игрушки, вяжут и вышивают. Кроме эстетического и творческого развития такие занятия полезны и интеллектуально: это вальдорфская модификация упражнений для развития моторики пальцев.
Вальдорфские дети учатся и красоте нерукотворной, естественной: много времени проводя на природе, они под руководством воспитателя научаются видеть ее красоту, радуются самостоятельно выращенным цветам.
Эстетическое развитие, конечно же, связано в вальдлрфских школах с развитием эмоциональным. Детям прививают понимание того, что такое доверие, справедливость, доброта и сочувствие. Прежде всего через обучение сопереживанию. Оно и вовсе естественно для маленького ребенка, всесь образовательный процесс которого построен на подражании.
Вальдорфские детские сады и школы выбирают чаще всего те родители, кто склонен воспитать ребенка в гуманитарном духе, но и для детишек, от природы настроенных «технически», такое развитие может стать важным уравновешивающим, гармонизирующим моментом.