Ребенок – тоже человек!
Современное общество – общество активного соревнования. Мы состязаемся с другими людьми, постоянно сравнивая себя с ними. Мы стараемся отличиться в любой жизненной ипостаси: по уровню зарплаты или по марке машины, по статусу мужа или по красоте жены. Самое печальное в этой «гонке» - то, что детьми мы тоже соревнуемся.
«А мой в три года играет на скрипке», «а моего в пять лет в школу взяли», «а моя с полутора лет фигурным катанием занимается», «а мой зато стихи на английском языке уже в четыре года пишет». Сколько раз вы слышали такие вот «родительские хвастушки»? И сколько раз вы задумывались над тем, насколько эта «гонка вооружения» оправдана?
Дети есть дети, это личности, самостоятельные люди со своими пристрастиями и устремлениями, а родители часто делают из них манекенов в парадно-выходной витрине. Хорошо еще, если родители учитывают таланты ребенка и то, нравится ли ему заниматься. Но если малыш любит рисовать, а его часами напролет заставляют пиликать на скрипке – это не принесет никакой пользы, а напротив, способно нанести серьезную психологическую травму ребенку.
Дошкольник не умеет надолго сосредотачиваться, и если ребенок отвлекся от занятий – это не повод его ругать – это повод дать ему отдохнуть. Родители же из лучших побуждений часто губят в малыше все природные таланты и стремления, забивая их необоснованными требованиями: «ты должен, нам нужно, это для твоего же блага». А в четыре, в пять, даже в шесть лет малыш просто не способен мыслить настолько абстрактно. Для его же блага сейчас было бы съесть печенье и посмотреть картинки в новой книжке.
Поэтому дорогие родители, запомните основное правило раннего развития: ребенку должно нравиться то, чем он занимается. И ребенок – это не машина, не кукла и не размер зарплаты, чтобы мериться его достижениями со своими знакомыми. Это самостоятельный человек со своими потребностями и запросами. При всех ваших добрых побуждениях найдите в себе силы в какой-то момент просто остановиться и честно ответить себе на вопрос: кому это прежде всего нужно – вам или действительно ребенку. И если у вас не возникает никаких сомнений в правильности своих действий, если малыш радуется каждой минуте занятий, если он уравновешенный и веселый – значит, вы всё делаете правильно. А первая же минута сомнений – повод подумать над тем, действительно ли всё «для его же блага».