Развивающие игры

Развивающие игры

«Уникуб», «Сложи узор», «Точечки» и «Обезьянки» Никитиных отличаются от других игрушек, даже от обычных наборов кубиков. Это – развивающие игрушки.

В самом начале своей книги о развивающих игрушках Борис Никитин поясняет, чем они отличаются от «обыкновенных». Куклы, машинки, довольно быстро надоедают ребенку – их новизны хватает ненадолго. А между тем развитие возможно только при решении еще не известной задачи – так деятельность становится творческой. А ребенок между годом и тремя решает максимум творческих задач – еще не известных. Это естественный для ребенка вид деятельности. Игрушка должна ему соответствовать. Конструктор же, самая развивающая из «обычных» игрушек часто предлагается ребенку уже после трех лет.
Развитие происходит на пределе возможностей, в той точке где достигнут «потолок умений». Обучение же чаще всего основано на повторении, лишено и творчества и развития, сугубо функционально. Развивающие игрушки рассчитаны на очень большую вариативность – поэтому совсем не скоро надоедают. Что касается, например, «Уникуба», то его перед тем как показать ребенку автор советует взрослым «опробовать на себе». Перед некоторыми из списка заданий к игрушкам затруднится и взрослый, признается Никитин. Но ребенок, осваивая их постепенно, шаг за шагом, будет становиться все интеллектуальней, причем развивая самую ценную – творческую часть интеллекта.
Развивающие игры воспитывают еще и самостоятельность, способность к самоконтролю. Весьма строгие рекомендации родителям в связи с этим дает автор-изобретатель: не вмешиваться! Не подсказывать, когда трудно. Если малыш не может решить очередную задачу, предоставить ему самому разобраться в этом, пусть даже не за один день. Ведь это как раз и есть переход к новому, развитие «в крайней точке».
Если же малыш будет складывать узоры или строить заданные фигуры в расчете на поощрение, теряется большая часть смысла такой деятельности – осмысленной и самостоятельной в идеале. Нужно предоставить ребенку и возможность самому отыскать и исправить ошибку, подсказывать, только исчерпав все возможности того, что ребенок найдет ее сам.
Самой первой можно предложить ребенку примерно полутора лет игру «Сложи узор». Это набор из 16 кубиков, каждая грань каждого кубика – нового цвета. Можно 12 способами поставить на стол каждый кубик – отсюда огромное количество вариантов. Самая простая задача, которую может выполнить малыш, играя с кубиками – выложить узор по образцу на картинке. Немного другой вид занятия: наоборот, нарисовать узор, составленный из разноцветных граней. И наконец, можно придумать новые узоры – такие, каких нет в образцах-рисунках. Методиа и варианты игры подробно описаны автором в книге, часто прилагаются к наборам кубиков в магазине.
«Уникуб» действительно универсален. Он позволяет перевести работу игры «Сложи узор» в трехмерное пространство. Из-за того, что грани его окрашены всего тремя цветами, и каждый кубик окрашен индивидуально, «Уникуб» ставит задачи посложнее. Борис Никитин предполагает для «Уникуба» 50 заданий, но и это не предел.
Игра «Точечки» родилась как математический тест, но оказалась увлекательным для детишек материалом. Ее тоже Никитин преобразовал в игру, прививающую самый первый математический навык.

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: