Иностранный язык – с пеленок?

Иностранный язык – с пеленок?

Еще родители нынешних первоклассников в основном начинали изучать иностранный язык лет в 9—10. Нынешние методики снижают возраст до самого рождения. Существует ли золотая середина?

Энтузиасты раннего обучения иностранному языку опираются на удивительную способность к овладению родной речью младенцем. Всего лишь за период длиной в три года дети проходят сложнейший путь к совершенному владению языком, включая и его грамматические нормы, и сложнейшую постановку артикуляционного аппарата. То, как творчески, с каким интересом осваивает язык ребенок, показал в «От двух до пяти» Чуковский. Он, правда, имел в виду только родной язык. А вот американский педагог Гленн Доман тоже восхищается «лингвистическим гением» дошкольников, но он уже предлагает воспользоваться моментом и заодно научить ребенка иностранному языку. Именно в самом раннем детстве ребенок – неосознанно для себя эксперт и гений лингвистики. Усвоение языка происходит по механизмам, еще не до конца понятным. Взрослый, по крайней мере, уже не сможет повторить такого: овладевать языком легко и виртуозно. Это явление разные педагоги называют сенситивным периодом, теорией НУВЭРС. Суть ее в следующем: в детстве, когда ребенок наиболее интенсивно познает мир, есть периоды, когда обучение чему-либо так эффективно как не будет уже никогда в жизни.
В применении к иностранному языку свидетельство этому – бесчисленные в эпоху глобализации эмигрантские или двуязычные семьи. В первых дети гораздо быстрее родителей усваивают язык новой родины, а во вторых – с самого детства легко общаются на двух языках, скажем – на русском дома, на языке страны – в детском садике. И никакой путаницы или отставания в одном из языков!
Упражнение в освоении другого языка, погружение в другую культуру также полезны и для развития детского мышления и мозга.
Вот поэтому и предлагают педагоги учить детей второму языку задолго до школы: с трех, полутора лет, или даже – до года. Самая радикальная программа предлагает осваивать иностранный язык параллельно с родным. То есть с рождения. Причем наиболее, говорят, эффективным будет изучение не одного иностранного языка, а двух – трех сразу.
Но и против раннего обучения «инязу» есть немало доводов. Детишек обучают еще до трех лет чтению, основам счета, прививают им энциклопедические знания. Еще и иностранный язык. Снова возникает вопрос: не будет ли перегрузки?
Например, Лев Семенович Выготский считал, что изучение второго языка отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. И даже приводил данные исследований, согласно которым оказывалось, что дети, изучавшие два языка в раннем детстве, чаще отстают в развитии от сверстников. Сейчас, однако, считают этот взгляд устаревшим.
У многих родителей вызывает сама возможность такого обучения: как ребенок будет изучать язык, если он еще и говорить-то не умеет? Но, справедливо замечают, авторы методик, обучение родному языку тоже начинается задолго до того, как ребенок начнет говорить. Более того, освоение речи и есть цель обучения.
Весомым доводом представляется и отсутствие языковой среды. В таких условиях все навыки, обретенные за счет беззаботного детства, просто повисают в пустоте, говорят противники ранних методик. Если, конечно, не пригласить для ребенка носителя языка – гувернантку. С другой стороны, многие взрослые, хотя бы немного прикоснувшиеся к иностранному языку в раннем детстве, замечают, что впоследствии это служило замечательной базой. С нее они могли стартовать в дальнейшем обучении и гораздо быстрее прочих достигали успеха.
Еще одно возражение: зачем начинать обучение в три месяца, если сенситивный период освоения языка длится до 9 лет? Поэтому большинство педагогов сходятся на том, что оптимально начинать обучение иностранному языку в три – четыре года. К этому времени у ребенка уже сформировался навык родного языка, и сенситивный период еще в самом разгаре.

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: