Карточки и как с ними работать
Методика Гленна Домана разработана детально: учтено все от времени демонстрации карточек до их размера. Так же детально она обоснована.
Почему именно карточки выбирает для обучения Гленн Доман? Прежде всего, рисунок, сопровожденный названием, -- самый емкий, самый доступный способ передачи знаний.
Постоянное воздействие на зрительный анализатор, как нейрофизиолог уверяет Доман, к тому же развивает мозг маленького студента.
Решившись учить малыша по домановской системе, прежде всего нужно заготовить карточки. Вот набор обязательных требований к карточкам Домана, которые предъявляет автор:
1. Отчетливо видны все детали.
2. Изображен только один предмет.
3. У него должно иметься специальное название.
4. Предмет должен быть незнаком для вашего ребенка.
5. Карточки должны быть большими.
6. Карточки должны быть чистыми.
Каждую такую карточку автор именует «бит интеллекта». С обратной стороны карточку подписывает для себя родитель. По мнению Домана, оптимальный размер карточки - 28 х 28 сантиметров. Интенсивный режим показа карточек предполагает их огромное количество, и поэтому даже самые большие энтузиасты среди родителей иногда оказывались неспособны требуемое число карточек заготовить. Сейчас же родители даже избавлены от необходимости вырезать и склеивать бесчисленные карточки – можно найти в продаже готовые стандартные наборы.
Можно поэтому сосредоточиться на системе их предъявления. Один из важных принципов: показ должен быть очень быстрым, не дольше одной секунды. Чем быстрее показана карточка, тем прочнее и вероятней ребенок ее усвоит. Отработанная технология показа выглядит так: карточки Домана сложены стопочкой, и родитель выкладывая карточку вперед, громко называет предмет, на ней изображенный. Время занятия рассчитано по секундам: 1 секунда – показ, до 5 секунд – перекладывание карточки. За один сеанс показывают ребенку примерно 10 карточек. Сеанс занятия занимает секунд 15-30. Но таких сеансов должно быть до 18 в день: 12 – для освоения энциклопедических знаний, 3 – по чтению, 3 – для счета. Даже такие, казалось бы, интенсивные занятия занимают минут 6 в сутки.
Через пять дней нужно менять карточки. Вообще же показывать карточки нужно ничуть не дольше, чем требуется для усвоения. Как и само занятие нужно заканчивать чуть раньше, чем ребенок сам этого захочет. Возглас «Хочу еще!» означает, что вы верно выбрали тон и манеру.
Для освоения малышом энциклопедических знаний важна систематика. То есть карточки показывают не разрозненные, а по категориям-разделам. Например, «орудия труда», «птицы». Эту систему можно совершенствовать и углублять сколько угодно. Например, птицы могут обрести подкатегории: хищные, водоплавающие птицы. В дальнейшем Доман предлагает создание для ребенка «интеллектуальной программы». Такое предъявление карточек по категориям особенно полезно: оно формирует в мозгу множество связей, а это и есть цель раннего развития ребенка.
Много внимания Гленн Доман уделяет атмосфере и условиям занятий. Прежде всего: они должны быть приятны. И ребенок, и родитель должны воспринимать уроки как веселую занятную игру. Проводить их лучше, когда ребенок бодр и здоров, если он устал или расстроен, занятия лучше отложить. Лучшее время поэтому – утро, а вечер предпочтительнее полудня. Всегда, пишет автор, нужно следовать за ребенком, его настроением и готовностью радостно учиться. После занятий обязательно поощрение – мамина похвала и ласка.
И еще одно важное правило: не тестировать ребенка. «Учить ребенка - значит делать ему роскошные подарки. Проверять его - значит заранее требовать платы».