Довербальное развитие речи

Довербальное развитие речи

Мы с нетерпением ждем, когда же малыш научится говорить. Оказывается, этот момент можно приблизить, а развитием речи нужно заниматься с самого рожденья.

Казалось бы, как можно развивать речь еще до того, как ребенок станет способен говорить? Но тем не менее, начинать развитие детского навыка речи рекомендуют сразу после рождения, а пренапедия считает, что первые "уроки" возможны еще раньше – в период беременности.
Конечно, в самом раннем детстве развитие речи не выглядит как специальные занятия на эту тему. Мы можем не устраивать уроков, а скорее просто уделять внимание развитию речи в ежедневном развитии с ребенком. Ведь оно начинается в любом случае само собою - малыш жадно воспринимает все краски и звуки нового для него мира, и в том числе – разговоры. И прежде чем кроха произнесет первое отчетливое слово, будет проделана огромная внутренняя довербальная работа. Ведь к тому времени, как ребенок начинает говорить, он уже давно понимает речь. То есть на слух он усвоил значения многих слов, интуитивно понятны ему и простейшие грамматические формы.
Слушание – это самое первое и самое естественное упражнение по развитию речи. Исследования показали, что чем больше разговаривают с младенцем, тем быстрее он станет развиваться. Многие мамы интуитивно выполняют правила, рекомендуемые методистами для раннего развития речи. Самое первое из них: как можно больше разговаривать с ребенком. Комментировать для него все, что происходит. Называть предметы. А как же иначе малыш познакомится со словами? Часто рекомендуют, обращаясь к малышу, говорить немного громче обычного и – обязательно – произносить слова четко. Некоторые методисты настаивают на неуместности так называемого "сюсюканья" с детьми – якобы все названия должны быть четкими и настоящими, чтобы ребенок сразу правильно осваивал родной язык. Однако вряд ли такое сюсюканье кому-нибудь навредило.
С первых же дней мамы поют детишкам колыбельные песенки, просто напевают. Хорошо как можно раньше начать рассказывать малышу стишки и потешки. Именно стиховое слово, как никакое другое, полезно для развития речи. Ритмически организованная речь лучше привлекает внимание ребенка. Воспринимать ее он способен гораздо раньше, чем, например, сказки. Удивительно, но уже до 2-х месяцев дети отчетливо реагируют на стишки – радуются, когда их слышат. Среди лингвистов в есть даже мнение, что самой первой формой речи человечества была речь стиховая, а разговорная прозаическая речь – вторична. Недаром и самые первые сказки – "Курочка-ряба", "Колобок" – рифмованные.
Народные потешки для самых маленьких, как русские, так, например, и "Сказки матушки Гусыни" в различных переводах богаты повторами, как будто специально созданы для обучения: ведь то, что услышано дважды, запомнится лучше. Повторы создают и особенную речитативность. Захваченный ею, ребенок будет незаметно для себя изучать особенности фонетики родного языка.
Уже с полугода можно начинать читать ребенку книжки. Они должны быть, разумеется, с картинками, текст должен быт сначала несложным. По мере заинтересованности ребенка можно подбирать все более длинные сказки. Поборники методик интенсивного развития рекомендуют читать ребенку сразу же не детскую литературу, а -- лучшие образцы взрослой. Пусть это будут стихи или проза, и не стоит беспокоиться из-за того, что ребенок не понимает смысла. Тогда сработает принцип холистического восприятия, и малыш усвоит сложную грамматику и стилистику родного языка, потом ему останется только настроить свой речевой аппарат, чтобы поражать окружающих чистотой и правильностью своей речи.
Удивительно, но параллельно малыш самостоятельно готовит к разговору свой речевой аппарат. Он начинает гулить, а еще раньше – просто шевелит губками, пускает пузыри, старательно готовясь овладеть правилами произнесения звуков. Когда ваш ребенок уже начал гулить, уже вот-вот произнесет свое первое слово, особенно важна помощь взрослых. Сейчас важно по слогам произносить для малыша самые простые слова "ма-ма", "па-па" и стимулировать крошку повторить их. Можно так и говорить "Оленька, повтори "ма-ма". Можно для примера поиграть в эту игру "повтори" с кем-то из взрослых на глазах ребенка. Рано или поздно малыш, к вашему удивлению, отчетливо повторит нужное слово. Еще один метод: вы можете сами повторять за малышом его "нелепые" звуки. Это можно делать, как только гуление начнется. Так малыш впервые поймет, что звуки могут быть похожи, что их можно повторить. Это простимулирует и его повторять ваши речи.
Не стоит упускать из вида развивающие игры. Из них те, которые развивают мелкую моторику пальцев, особенно хороши для развития речи. Ведь в мозгу центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся совсем рядом.

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: