Левша: не переучивать – однозначно

Левша: не переучивать – однозначно

Переучивать ли левшу? Нет, сейчас уже единодушны в этом медики, психологи, педагоги. Однако нужно не только не переучивать леворукого ребенка. Можно постараться помочь ему адаптироваться в праворуком мире.

Левша, оказывается, отличается от правши не только тем, как он держит ручку-карандаш-ложку. Мама маленького левши может обнаружить, что малыш более эмоционален, возбудим и активен, чем другие дети. Но и это еще не все: способ восприятия мира у левши тоже не такой, как у праворуких. Образное восприятие и «угадывание» отличает когнитивный стиль левши от погруженного в детальное восприятие праворукого большинства.
Есть исследования, уверяющие: взрослые левши успешнее, талантливей праворуких. Они подаются в художники, среди гениев всех времен и народов левшей необыкновенно много. Может быть, поэтому, леворукость это шанс выдающихся достижений. Есть даже статистика, говорящая о том, что левши с высшим образованием могут зарабатывать больше, чем выпускники тех же вузов. Если в детстве их не переучивали, конечно.
Такая существенная разница между правшой и левшой обусловлена симметричной активностью головного мозга. У левшей доминирует правое полушарие мозга, у правшей – левая его половина. Очевидно поэтому, что насильственно перекладывая ручку в правую руку, родители все равно не в силах переделать физиологию ребенка – это всего лишь грубое неоправданное вмешательство в его природу. Тем не менее долгое время переучивание было нормой, такой издержкой абсолютной доминанты общественного над индивидуальным. В Советские времена переучивали в обязательном порядке в школах, просто потому что так удобнее было педагогам.
Однако переучивание – опасно! В числе нарушений могут быть даже заикание и нервные тики. Некоторые дети легче переносят переучивание, но общая статистика показывает: переученные левши учатся хуже правшей и тех левшей, которых оставили в покое. А «переученные» спортсмены даже замедляют физическое развитие, отстают от сверстников в росте.
Сейчас положение леворуких малышей гораздо лучше: уже с 1985 года существуют рекомендации Минздрава не переучивать левшу-ребенка, а школам предписывают снизить требования к почерку левши.
Но и сейчас воспитание левши требует повышенного внимания мамы, тонкого интуитивного подхода. Это касается уже самого определения факта леворукости ребенка. Специалисты говорят, что до трех лет нельзя сделать об этом определенный вывод. Ситуация осложняется тем, что существуют еще и амбидекстры – люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками-ногами. Их обычно рекомендуют ориентировать на правую руку. Есть исследования, говорящие, что амбидекстры, при кажущихся преимуществах, лишены доминанты одного из полушарий, и порой оказываются в еще менее выгодном, чем «чистые» левши положении. Но и переучивая такого малыша, нужно действовать крайняя мягко и осторожно. Нередко бывает, что покладистый и послушный ребенок внешне легко меняет ведущую руку, но вред его развитию эта перемена все равно наносит.
Если вы убедились – ваш ребенок – левша, лучше всего отнестись к этому, как к подарку судьбы: ведь в конце концов левшей гораздо меньше. Но с другой стороны, не стоит и стараться вырастить его вундеркиндом. Полезно будет знать, что для маленьких левшей существуют специальные ножницы, ложки, другие приспособления.
Методисты рекомендуют, занимаясь с маленьким левшой, обращать его внимание на зеркальность рядов и изображений. Если ребенок испытывает трудности в различении сторон право-лево, можно обозначить левую руку, например браслетом.
Определенных трудов стоит леворукому малышу построение ряда: кубиков, мозаики, любых предметов. Этому виду занятий нужно уделить больше внимания, выстраивая ряд сначала по диагонали слева и вниз, затем – справа налево. При этом обращать внимание малыша на соотношение сторон.
Самые большие трудности левша испытывает, обучаясь письму. Рекомендуют обычно прежде всего удобно для такого ученика расположить источник света и тетрадку. Она может лежать почти перпендикулярно положению, привычному для правшей. Существуют и специальные методики обучения письму леворуких. Одна из них разработана М.М. Безруких.

Наши спонсоры:

Реклама на сайте:

На правах рекламы: